Архитектура двух столиц

7 "В" класс

Проблема культурно-исторических взаимоотношений Москва-Петербург
Актуальность исследования.
Спор столиц насчитывает без малого три века; самые сложные периоды своей истории русская культура переживает в векторе взаимоотношений Москвы и Петербурга.
Взаимоотношения Москвы и Петербурга, стали объективным фактом русской истории с момента закладки города на Неве и касались самых различных сторон историко-культурного развития России в целом. Действительно, в общественном мнении россиян сразу же достаточно четко были осознаны сущностные различия старой и новой столиц, представляющих две политические концепции и закрепляющие два типа культуры.
По мнению исследователя В. Шубинского, Петербург изначально был замышлен как воплощение преследовавшей европейскую мысль с ренессансных времен идеи «правильного города». Очевиден изначальный спор с Москвой – городом «русским и естественным». Спор был тем острее, что Москва как столица единственного «правильного», православного государства претендовала на всемирную исключительность. Петербург тоже претендовал на нее, но по другим причинам. Само название города очевидно бросало вызов концепции «Третьего Рима» («городом Святого Петра» может быть лишь Рим; в данном случае перед нами новосозданный Рим,
Степень изученности темы.
Данная проблема была достаточно хорошо разработана в отечественной науке. Существует значительное количество работ, в той или иной степени освещающих отдельные аспекты проблемы. Этой проблемой интресовались такие исследователи как К.Исупов, В.Шубинский, М.Каган и другие.
В художественной литературе обращались к данной теме на страницах своих произведений А. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»); К. Батюшков («Прогулка в Академию Художеств», «Прогулка по Москве»); А. Пушкин («Евгений Онегин», «Медный всадник», «Пиковая дама»); Н. Гоголь («Петербургские записки 1836года»); В. Белинский («Петербург и Москва»); А. Герцен («Москва и Петербург»); М. Лермонтов («Княгиня Лиговская»); Ф. Достоевский («Белые ночи», «Преступление и наказание») и др. В эпоху «Серебряного века» эта тема затрагивалась в творчестве А. Блока («Утро в Москве», «Вися над городом всемирным» и др.); О. Мандельштама («Петербургские строфы», «Я вернулся в мой город знакомый до слез» и др.); А. Белого («Москва»,«Петербург»); А. Ахматовой («Ведь где-то есть простая жизнь и свет…», «Поэма без героя») и многих других.
Среди исследований истории и быта Москвы и Санкт-Петербурга мы можем назвать работы «Старая Москва» и «Старый Петербург» М. Пыляева»; «Из истории Москвы» В. Назаревского ; «История города Москвы» И. Забелина; «История Петра Великого» А. Брикнера; «Сказания о Русской земле» в четырех частях А. Нечволодова.
Достаточно хорошо изучена архитектура городов в работах «Архитектурные памятники Петербурга – второй половины XIX века» А. Пунина; «Архитектурная панорама Невских берегов» Н. Захарова; «… В окрестностях Москвы» В.Турчина; «М .Акниста Русское искусство Петровской эпохи» К.Калязина, Г.Камелова; «Русская национальная идея» и архитектура Петербурга конца XIX- начала XX века В.Лисовского.
Недостаточно изучена музыкальная культура. Работы по данной теме носят преимущественно обзорный характер: Л. Гакель «Театральная площадь»; Е.Орлова «Лекции по истории русской музыки»; М.И. Глинка «История русской музыки».
Среди культурологических работ по данной теме можно выделить работы К.Исупова «Душа Москвы и гений Петербурга» и М.Кагана «Град Петров в истории русской культуры».
Объект исследования – проблема Москва-Петербург и ее отражение в научной, художественной и публицистической литературе.
Предмет исследования - Москва и Петербург как крупнейшие социокультурные явления.
Цель работы состоит в том, чтобы проследить противопоставление двух столиц в социально-философских, публицистических и художественных текстах и выявить социокультурные смыслы антиномии.
Поставленная цель предполагает необходимость решений следующих частных задач:
1. Описать историю возникновения противопоставления двух культурных центра.
2. Определить параметры исследования проблемы культурной антиномии «Москва – Петербург».
3. Определить корпус социокультурных проблем, связанных с осмыслением антитезы Москва - Петербург в научной литературе и публицистике.
4. Проследить эволюцию образов двух столиц в русской художественной литературе середины XVIII-XX веков.
Исследователи выделяют несколько основных параметров, по которым обычно противопоставляют две столицы.
Во-первых, почвенная изначальность естественно растущей Москвы традиционно противопоставляется в мире ценностей русской культуры городу, воздвигнутому наперекор стихиям и здравому смыслу, - сплошь искусственному, рационально организованному Петербургу. На фоне других, европейских столиц (не исключая Москвы), вырастающих постепенно и стихийно, Петербург воспринимался как город «умышленный», «вымышленный», «вытащенный» (Д.С. Мережковский) из земли. (болот?)
Академик П. Пекарский в «Петербургской старине» приводит следующее свидетельство: «Три старых рыбака, живших до основания Петербурга в местах, где потом возник город, рассказывали в 1721 году, что за тридцать лет, перед тем как было такое наводнение, что вся страна до Ниеншианца была потоплена, и что подобные бедствия повторяются почти каждые пять лет. Поэтому первобытные жители невского побережья никогда не строили там прочных жилищ, а небольшие рыбачьи хижины. Как только, по приметам, ожидалась большая буря, крестьяне ломали свои хижины, а бревна и доски складывали как плоты и привязывали к деревьям; сами же, в ожидании убыли воды, спасались на Дудерову гору».
Веря этим пророчествам, русские люди говорили, что жить здесь нельзя, город будет снесен водою или провалится в трясину.
Во-вторых, Санкт-Петербург обвиняли в европеизме, который воспринимался негативно как нечто чуждое, враждебное национальным началам и народному духу России. Как считали славянофилы, Россия разделилась надвое, на две столицы. С одной стороны, – Государство со своей иностранной столицей Санкт-Петербургом, с другой стороны, – земля, народ со своей русской столицей Москвой. Исследователь Н. Григорьев называет Москву культурной столицей, а Санкт-Петербург инокультурной, полагая, что Россия его долго не понимала и не принимала, «считая чиновным, вельможным, но только не культурным в русском смысле этого слова»
В-третьих, Москва и Санкт-Петербург всегда спорили за приоритет столичных функций. Так или иначе возникла проблема - Столица - Провинция.
Столица – это главный город государства, административно-политический центр страны. Столица обычно является местом пребывания высших органов государственной власти и государственного управления, а также высших судебных, военных и иных учреждений. Так сложилось, что в России всегда было две столицы – Москва и Санкт-Петербург, которые по очереди в разное время принимали на себя столичные функции.
Москва возникла на стыке поселений племен вятичей и кривичей, которые издревле пахали, охотились и бортничали на своей земле. Они были двумя из восточнославянских племен, образовавших Древнюю Русь.

Москва впервые упоминается в летописи в 1147 году как владение Ю. Долгорукого. Рост и возвышение Москвы были связаны с ее расположением на пересечении торговых путей в центральной части славянских земель. В IV веке город выдвигается как центр Московского Великого княжества, одного из сильнейших княжеств северо-восточной Руси, в это же время город становится резиденцией русских митрополитов, а затем резиденцией патриархов. В последнюю четверть XV века при великом князе Иване III Москва превращается в столицу русского централизованного государства.
Однако в мае 1703 года Петр I решил заложить на Заячьем острове, в дельте Невы новую крепость, и одновременно был заложен и собор Святых Петра и Павла. Первоначально Санкт-Петербургом была названа крепость. Идея построить на его месте столицу пришла Петру I позднее. Тогда-то и перешло имя от крепости к городу, а крепость, по названию собора, в ней возведенного, стала именоваться Петропавловской.
Каковыми же были причины основания Петербурга? Одной из основных причин историки называют основание порта для торговли с северо-западной Европой и обмена достижениями наук. Исследователь П. Столпянский утверждал, что основание Петербурга не было стремлением Петра Великого «прорубить окно в Европу» – прорубать окно он стал позже, а прежде всего ему нужен был незначительный островок, на котором было бы удобно построить крепость. В дальнейшем же основной задачей при строительстве Петербурга было стремление устроить его так, чтобы он не походил на Москву. Современные историки, в частности А. Предтеченский, считает, что Петр I видел в Москве оплот тех сил, которые противостояли реформаторским тенденциям. Также в качестве причины основания Петербурга выделяют стремление императора к укреплению авторитета России в Европе /18/.
Таким образом, Петербург, должен был стать своего рода «отправным пунктом» на пути приобщения русских людей к европейской культуре. Акцентировать иную социокультурную направленность нового города: обращенность вовне, к Европе, установление стабильных коммуникативных связей.
После того, как в 1712 году Санкт-Петербург становится столицей Российской империи, Москву постигает незавидная судьба полузабытого губернского города. Она оживала лишь в те редкие дни, когда сюда на коронацию или еще на какие-либо торжества приезжала из новой столицы императорская семья.
По замечанию историка И. Солоневича, выразившего намерения императорского двора,  «Москву не стоило улучшать – Москву надо было послать ко всем чертям со всем тем, что в ней находилось: с традициями, с бородами, с банями, с церковью, с кремлем и прочим». После начала строительства Петербурга Петр уже никогда не возвращался в Москву.
Но все же за свою трехсотлетнюю историю Петербург дважды утрачивал свое столичное положение. В первый раз – при Петре II, внуке Петра Великого от казненного им сына Алексея. 19 января 1728 года по решению Верховного тайного совета состоялся переезд двора в Москву. И он снова стал столицей 26 января 1732 года, когда Анна Иоанновна вернула двор из Москвы в Петербург и торжественно объявила о возвращении ему статуса столицы.
Вторично он утратил этот статус при большевиках после того, как В.И. Ленин весной 1918 года переехал с правительством из Петрограда в Москву.
На сегодняшний день официальной столицей России является Москва, а Санкт-Петербургу президент Б.Н. Ельцин определил статус «культурной» столицы России. Но многие люди и, в частности, москвичи, считают Санкт-Петербург всего лишь губернским центром. Но в истории всякое бывает, и, как знать, не вернет ли себе «северная столица» официальное положение столицы Российского государства. Именно в наши дни различные средства массовой информации сообщают о скорейшем переносе столицы в Санкт-Петербург.
Петербург изначально строился как столица великой, могущественной империи. Москва же долгое время напоминала «большую деревню». Москва, в отличие от официального, чопорного Петербурга, всегда была живописна и вольна. Она не строилась, как Петербург, по плану, в расположении ее улиц и площадей не было строгости, четкости, казарменной упорядоченности. Названия улиц были пестры и бессистемны.
Таким образом, мы обозначили явные оппозиции, по которым могут быть противопоставлены две столицы. Еще раз перечислим их:
1.«Органический» – «неорганический» город
2. Русский город – Европейский город.
3. Столица – провинция.
4. Вольнолюбивый, живописный - официальный, чопорный.
Также мы можем говорить еще и о скрытых оппозициях. Обозначим эти оппозиции и попытаемся проследить их в концепциях Москвы и Петербурга, реализованных в культурологических исследованиях, публицистике и в русской художественных произведениях.
1. Природа – цивилизация.
2. Святой – демонический.
3. Хаос – Космос.
4. Обширный – замкнутый.
Эта тема может и в дальнейшем стать предметом исследования, так как в сознании людей всегда будет существовать антитеза Москва-Петербург.
Славянофилы говорили: «Русские – не европейцы, они носители великой, самобытной православной культуры, не менее великой, чем европейская, но в силу неблагоприятных условий исторического развития не достигшей еще такой стадии, развития, какую достигла европейская культура».
С Петром начинается новая эпоха. Россия сходится с Западом, который до того времени был совершенно чужд ей. Она из Москвы выдвигается на границу, на морской берег, чтобы быть доступнее влиянию других земель, торговых и просвещенных. Но это движение не было действием воли народной; Петербург был и будет единственным городом правительственным, и, может быть для здорового и разумного развития России не осталось и не останется бесполезным такое разъединение в самом центре государства.
 «История России, представляет три, довольно резко отделенных периода. Первый есть период Киевской Руси. Тогда уже великая наша земля представляла сильные начала единства: единства веры и церковного управления, и единства правящего рода. Род признавал главою своею старшего из своих членов, сидящего «во стольном городе, во Киеве»; ему подчинялись младшие, и в этом подчинении заключалось политическое единство. Русская земля была тогда союзным государством. Это время уделов. Но внутренние единство земли еще не существовало, не проникало в его организм. Рыхла связь между областями. Нужда в общей Русской речи еще не могла быть сознаваема. Законы внутреннего развития и уроки, данные нам внешним, приготовили начало нового полного единства. Выступила на историческое поприще Москва. Под свой стяг стянула она мало помалу всю Великую Русь; в ней узнали свою силу наши предки, Русь прежних веков. До Москвы Русь могла быть порабощена, Русский народ мог быть потоптан иноземцем. В Москве узнали мы волю Божию, что этой Русской земли никому не сокрушить, этого Русского народа никому не сломать. Слово Московское сделалось общим Русским словом».
Москва не может соперничать ни с одной из столиц Европы. Она, город невеселый; но эта внешняя не веселость столичной жизни не имеет ничего общего с истинною, светлою, внутреннею веселостью жизни разумной: она собственно принадлежит только столицам и никогда не может принадлежать всему народу, всей стране, какой бы то ни было. Москва может обойтись без того, без чего обходится Русская земля. Правда и то, что постоянная тревога жизни практической будит мысль и дает ей какую-то особенную бойкость и подвижность».
Москва играет, огромное значение для Русской земли. Это город  общественного сосредоточения, а значит город, который несет в себе объединенное начало.
«Москва не перестала и ни когда не перестанет быть общественной столицей Русской земли». 
В лице Москвы и Петербурга спорили две школы: славянофилы (московская) и западники (петербургская). За Москвой признавалась сила «охранительная», традиционная, за Петербургом – преобразовательная, цивилизационная. Проблема Москва-Петербург стала ключевой в осмыслении прошлого и будущего России.


В работе были выделены основные оппозиции, по которым обычно противопоставляют исследователи две столицы. Если говорить о XVIII столетии, то здесь преобладала оппозиция столица-провинция, так как Москва в это время уступила свои столичные функции Петербургу, законодателю новой светской культуры. В XIX веке основная полемика развернулась также вокруг Петербурга, который теперь все чаще противопоставлялся Москве, как европейский, официальный город русскому, народному. В советское же время тема Москва-Петербург ушла из искусства, науки, публицистики, так как Москва в это время превратилась в эталон для всех народов страны.
И вот уже на рубеже XX-XXI века вновь обострились отношения двух столиц в современном обществе. Именно в наши дни в различных средствах информации говорят о переносе столицы обратно в Петербург.
В ходе работы было проведено небольшое социологическое исследование касающиеся восприятия Москвы и Петербурга в современном обществе
Были получены следующие варианты ответов. На вопрос, – какой из центральных городов России – Москва или Петербург может в большей степени считаться столицей Российского государства, большинство, а точнее 75% ответило что Москва, т.к. она имеет более выгодное географическое положение и является сосредоточием политической, общественной и духовной жизни страны. Однако 20% все же считают, что столицей именно Российского государства должен быть Петербург. Москва, по их мнению, изначальна была столицей Руси, а Петербург строился как столица великой империи, то есть государства. Так же 5% опрашиваемых, считают не принципиально важным вопрос о столичных функциях, им все равно где будет находиться наша столица.
На второй вопрос – возможен ли перенос Российского государства обратно в Петербург, 60% - ответило, что нет, т.к. повлечет за собой большие экономические затраты. 10%, в основном это москвичи считают, что возможен, но не нужен, т.к. за это никто не возьмется. И, наконец, на вопрос – считаете ли вы Петербург только европеизированным городом, 99% ответили, что нет, т.к. Петербург – это синтез русской и европейской культуры. Петербург всегда связывают с понятием «интеллигентность», а как мы знаем, интеллигенция существовала и существует только в России.
Таким образом, мы можем быть уверены, что Москва в ближайшее время не потеряет статуса официальной столицы. И дело здесь даже не в материальных проблемах, просто Москва в сознании русского человека прочно укоренилась как единственная и неизменная столица нашего государства, как исторически первая «тотальная» собирательница земель российских. Петербург же останется культурной столицей, хотя и здесь масса противоречий. По большому счету ХХ век не позволил развиваться в полной мере Петербургу как культурному центру. В советское время из Петербурга постоянно происходил отток многих талантливых людей: деятелей культуры, науки. Эмиграция порой приобретала массовый характер, к примеру, вспомним эмиграцию евреев из Петербурга в 70-х годах ХХ столетия.
Также нельзя довольно критично, утверждать, что Петербург – это только инокультурная столица. Петербург – это своего рода площадь, где встречаются в равноправном диалоге те культуры – и таким образом, снова он вступает в соперничество с Москвой, Городом – Миром.
Как прекрасно сказал В. Белинский, - «и Петербург и Москва – это две стороны, или лучше сказать, две односторонности, которые могут со временем образовать своим слиянием прекрасное и гармоничное целое, привив, друг другу то, что в них есть лучшего».







Москва и Петербург…
 Две столицы в истории нашего государства, два центра российской и мировой культуры привлекают своими памятными местами, величием и необыкновенной красотой.
Взаимодействие этих городов на протяжении трёх столетий стало историческим и культурным феноменом России и определило пути её развития.
Ф.М. Достоевский писал: «…Ведь уж чего бы кажется противоположнее, как Петербург с Москвой... А между тем эти два центра русской жизни, в сущности, ведь составили один центр… то же, что зарождалось и развивалось в Петербурге, немедленно и точь-в-точь так же самостоятельно — зарождалось, укреплялось и развивалось в Москве, и обратно. Душа была единой…». Недаром Тверская улица в Москве — начало дороги на Петербург, а легендарный Невский проспект — дорога на Москву.
На протяжении XX века главной составляющей диалога москвичей и петербуржцев (ленинградцев) всегда оставалось повседневное общение — дружеское, деловое и туристическое.
Общее прошлое Москвы и Петербурга в начале нового, XXI столетия способствует дальнейшему развитию их сотрудничества и взаимосвязей, основанных на сохранении неповторимой историко-культурной индивидуальности двух главных городов России.

После революции 1917 года Москва и Ленинград (Петербург) развивались как главные города советской мечты, а в годы Великой Отечественной войны воплотили силу и мощь нашего государства: у их стен захлебнулось наступление гитлеровской армии. Благодаря трудовому подвигу москвичей и ленинградцев стало возможным возрождение двух городов, дальнейшее развитие экономики, науки и культуры, освоение космоса, достижения советских спортсменов, продолжение счастливой жизни людей.
Москвы и Петербурга и, восстанавливая связь времён, вызывают стремление побывать в этих прекрасных городах нашей страны.
Петербург и Москва — две стороны, или, лучше сказать, две односторонности,
которые могут со временем образовать своим слиянием прекрасное
и гармоничное целое, привив друг другу то, что в них есть лучшего.

В.Г. Белинский

Москва - Санкт-Петербург: что общего и в чём различие?
Москва и Питер похожи друг на друга порой так, что можно запутаться, в каком ты городе находишься, как это произошло с героем Андрея Мягкова в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Две столицы Сходство видно уже по вокзалам: Московский вокзал в Санкт-Петербурге – это брат-близнец Ленинградского вокзала в Москве. Даже памятные таблички на них одинаковые висят. Только в здании Московского вокзала посреди зала ожидания стоит памятник Петру I, а в здании Ленинградского – Ленину. Те же кафешки, те же магазинчики по периметру, тот же ассортимент в магазинчиках.
А достопримечательности?
Приходим на канал Грибоедова в Петербурге и словно переносимся на московскую Красную площадь! Храм Спаса на Крови настолько напоминает своими очертаниями Покровский собор, что их нередко путают туристы, для которых оба города малознакомы. Тот же витиеватый узор на куполах, тот же красный кирпич стен, та же пряничность во всём внешнем облике храмов. Проходим по Невскому и видим Александринский театр, который тут же мысленно нас переносит на Театральную площадь в Москве, к Большому театру. Те же самые колонны, тот же портик, та же квадрига на фронтоне под управлением того же Орфея.
А теперь спустимся в метро: вот станция Маяковская, вот – Пионерская, Академическая, Пролетарская, Парк Победы, Фрунзенская, Чкаловская, Спортивная… Ну-ка, скажите, в каком городе мы находимся? Про «спальные» районы и говорить нечего – один к одному. 3-я улица Строителей, дом 25.
Что еще общего? Оба города в разные времена были столицей России. В настоящее время оба города являются самостоятельными субъектами Российской Федерации – городами федерального значения.
 В обоих городах находятся правительственные учреждения (в Питере – Конституционный суд, в Москве – все остальные). Оба города – лидеры России по площади и по количеству жителей, а также крупнейшие культурные и деловые центры. И оба – города-герои с длинной и славной историей.
 А в чём же различия?
Различия в ментальности жителей этих городов. Петербург больше тяготеет к Европе, не зря же Пётр основал его как «окно в Европу».
Москва же ближе к азиатской ментальности, здесь больше выставления напоказ, больше соревновательности, больше групповой, общинной психологии и меньше индивидуальной. А ещё, выражаясь языком современной молодёжи, москвичи более гламурные, а питерцы более готичные. Различия видны и в языке. Граница между тротуаром и проезжей частью в Петербурге зовётся русским словом «поребрик», москвичи предпочитают французский «бордюр». Главный вход в дом в Москве именуется «подъезд», а вот в Северной Пальмире – «парадное». Отдельно стоящий высотный дом по-московски «башня», а по-питерски «точка». В Питере вы можете купить мясо, обжаренное на вертеле, но это будет «шаверма», а не «шаурма», как в Москве. И не из курицы, а из куры. И на гарнир будет «греча», а не «гречка». Ну, а закусывать всё это питерец будет булкой, но не сладким мучным изделием, как мог бы подумать москвич, а тем, что москвичи называют «белый хлеб», «батон». У питерцев хлеб только одной масти – чёрный. Супы московские хозяйки разливают по тарелкам половниками, а питерские – поварёшками. Слово «солянка» в Москве означает второе блюдо, а в Питере – первое. Тушат овощи москвички в утятнице или гусятнице, а петербуржанки – в латке. Погасшая и выброшенная на землю сигарета именуется в Питере «хабарик», а в Москве – «бычок». Если первое ещё можно объяснить («хабар» – добыча), то почему «бычок», совершенно непонятно. Может быть, потому что интересуют они только «быков» – субъектов с внешностью парнокопытного? Тонкий свитерок под пиджак в Москве именуется «водолазка», наверное, потому, что его водолазы любят надевать под свой гидронепроницаемый костюм. Питерцы же носят «бадлоны». Торговые точки тоже именуются по-разному: москвичи предпочитают называть малые магазинчики «палатками», а питерцы – «ларьками». Стирают карандашные записи питерцы резинками, а москвичи – ластиками. Болтают москвичи по мобиле или мобильнику, а вот жители Петербурга – по трубе или трубке. В метро москвичи заходят по проездному, а питерцы – по карточке. Когда счёт денег идёт на тысячи, москвичи употребляют слово «штука» – эвфемизм со времён ОБХСС, а вот питерцы меряют деньги на вес – тоннами. В Москве навесная дорога именуется «эстакада», а в северной столице – «виадук». Ещё несколько интересных наблюдений: Санкт-Петербург – гладкий, как ладошка. Есть несколько горок, и те на окраинах. Москва же, как известно, стоит на семи холмах. И, например, с Воробьёвых гор можно пол-Москвы увидеть. В Питер съезжается в основном российский Север, в Москву едут со всех краёв необъятной страны. Среди петербуржцев преобладают блондины, Москва же – вотчина брюнетов. Натуральные блондины в Москве – большая редкость. Петербург за всю свою историю четырежды сменил названия (Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград – Санкт-Петербург), Москва же всегда была Москвой. Нева, в отличие от Москвы-реки, является рекой судоходной, и поэтому в Петербурге есть такое чудо, как разводные мосты. Санкт-Петербург гораздо севернее Москвы, и в июне мы можем наблюдать там белые ночи. В Москве гораздо больше автомобилей, и в часы пик они выстраиваются в гигантские пробки, в Питере трафик более скромный, и пробки не такие большие. В Москве в десятки раз больше милиции. Мне приходилось ездить в вагонах метро, полностью забитых милиционерами. При этом в Москве самая высокая по стране преступность. А ещё в Москве огромное количество власти – постоянно можно наблюдать, как кортежи с мигалками устраивают многокилометровые пробки. В Петербурге кортежи – большая редкость. И милиции в Северной столице намного меньше, зато больше моряков, ведь Питер – приморский город.

Многие люди, побывавшие в обеих столицах, отмечают, что петербуржцы более доброжелательны и культурны, но зато у москвичей больше развита деловая хватка, и они более практичны. Москвичи предпочитают расплачиваться банковскими карточками, петербуржцы – старой доброй наличкой. Кстати, о наличке: оба города изображены на современных российских деньгах. На 50-ти рублёвой купюре изображена стрелка Васильевского острова, а на 100-рублёвой – московский Большой театр. А раньше, ещё с хрущёвских времён, на деньгах изображались только виды московского Кремля. Много различий у наших двух столиц, много и сходства. Но главное – мы любим их!

Комментариев нет:

Отправить комментарий